Тел./факс: 8-0232-51-51-71
Время работы предприятия: с 8:30 до 17:00 (понедельник-пятница)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 августа
принял участие в Республиканском педагогическом совете.
В мероприятии во Дворце Республики участвовали более 2,5 тыс. человек. Абсолютное большинство из них – это представители делегаций областей и города Минска, в числе которых и руководители учреждений высшего образования. Участие в Республиканском педсовете также приняли руководители органов госуправления, руководители республиканских общественных объединений и представители общественности, парламентарии.
После доклада Министра образования Андрея Иванца о состоянии и перспективах развития национальной системы образования Глава государства поинтересовался, какие в сфере образования остаются проблемы и стала ли школа настоящим храмом в сознании учеников.
Он также потребовал от главы Минобразования обозначить и проблемные моменты, которые не были озвучены в докладе министра. “Сложилось впечатление, что нет проблем. Хотелось бы, чтобы вы перечислили эти проблемы. Перечислите, чтобы услышала педагогическая общественность”, – сказал белорусский лидер.
Андрей Иванец отметил, что одна из важнейших задач – это воспитание на всех уровнях образования настоящего гражданина и патриота. Вторая задача – возвращать престиж профессии учителя. В этом плане принимаются меры, но необходимо вернуть сакральный смысл профессии учителя – то уважение и статус в обществе, которые были, считает министр.
Александр Лукашенко однозначно подчеркнул, что педсовет не должен быть формально-бюрократическим мероприятием, ведь, если не вскрывать и не обозначать проблемы, то они останутся.
Он предостерег Министерство образования от попыток что-то умолчать и скрыть ту или иную проблему. “У меня достаточно рычагов, форм и методов, чтобы достаточно глубоко изучить проблему”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент обозначил несколько проблемных моментов, которые не прозвучали в докладе министра. Например, в нынешнем году сложился определенный недобор в вузы. И большинство из этого недобора – сельскохозяйственные специальности. На втором месте – специальности инженерно-технического профиля. “То, что нам крайне сегодня надо. Кушать все хотят. Человека надо накормить, одеть. А это – сельское хозяйство. А как завтра кормиться будем, во что одеваться будем. Все от земли. Почему здесь у нас недобор? Вы даже словом не обмолвились, – заметил белорусский лидер. – А инженеры… Как мы без инженеров завтра жить будем? Юристы и историки ни электромобили не создадут, ни атомную станцию не построят. То есть нужны прежде всего они – инженеры. А где они? А вы не сказали, что это проблема. Я просто экспромтом называю то, на что мы должны обращать внимание”.
Еще один аспект – трудовое воспитание. Министр докладывал, что в этом плане работа выстроена, и у многих школ есть приусадебные участки. Александр Лукашенко на это заметил, что такая практика есть далеко не во всех школах. “А, может быть, там каждой школе, начиная с вузов, а, может, с Министерства образования – каждому по колхозу?” – предположил Глава государства.
Эту фразу Президента зал встретил аплодисментами.
На педсовете также выступили руководители учреждений образования разного уровня: гимназии Борисовского района, Минского государственного колледжа инновационных строительных технологий, Гомельского и Гродненского государственных университетов. Говорили о повышении качества образования, совершенствовании системы подготовки рабочих и специалистов, взаимодействии вузов с заказчиками кадров, идеологической составляющей воспитания. Александр Лукашенко детально интересовался у выступавших по тематике их докладов, задавал уточняющие вопросы, а порой и сам высказывался по тем или иным актуальным темам.
“Главное, мы ни в коем случае не должны уничтожить профтехобразование”, – предупредил Глава государства, иначе, по его словам, будут колоссальные проблемы. Беларусь в этом в плане выгодно отличается от многих стран на постсоветском пространстве, что отмечалось в том числе на высшем уровне. Так, на одном из саммитов лидеров ЕАЭС прозвучала просьба об оказании помощи в подготовке квалифицированных рабочих кадров. “На что Путин ответил: “Вы знаете, у нас еще большая проблема”. Говорит: “Если вам что-то и поможет (конечно, не в том объеме, что вы хотели бы), это только Беларусь. Они сохранили профессионально-техническое образование. А мы его после распада Советского Союза разрушили”, – привел содержание той беседы Александр Лукашенко.
Еще один положительный эффект от образования в училище или колледже – возможность получить полное представление о выбранной профессии, прочувствовать ее на практике, сформировать отличную базу для последующей учебы в вузе. “Это уже по-настоящему влюбленные в профессию люди. Их не надо агитировать. Они, если аграрии, или агрономы, или зоотехники, или экономисты, – они уже не уйдут в другую профессию. Поэтому нам очень важно эту середину – между школой и вузом – обязательно сохранить”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание на имеющуюся взаимосвязь между воспитанием детей в школах, обучением и их последующей судьбой и ролью в жизни родной страны. “Посмотрите, кто сегодня гвалтом кричит, что он бедный, нищий и у него чего-то не хватает. Посмотрите, как он учился в школе. Одни бедолаги мучаются, корячатся, (чтобы. – Прим.) получить высшее образование, стремятся к чему-то – ну просто молодцы. А он в школу шалтай-болтай ходил, ему наплевать было на учителя, директора, – привел пример Глава государства. – Мы должны принимать меры. Не ждите указаний никаких”.
Глава государства подчеркнул, что в работе системы образования нет мелочей. “Любые нестыковки, недоработки приводят к тому, что штормит всю страну, от мала до велика. Примеры не надо называть: вы знаете. Вы помните, какой негативный резонанс в обществе вызвала в прошлом году история с подсчетами баллов за централизованный экзамен, – напомнил Александр Лукашенко. – Не знаю, правильно или нет, но меня информируют о том, что вы это еще не изжили до конца. Это мы изучим в ближайшее время”.
“Сфера образования – это государствообразующая отрасль. Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны”, – заявил Глава государства.
По его словам, за последние три года на развитие системы образования было направлено почти Br30 млрд. Построены и капитально отремонтированы 73 учреждения образования, еще девять возведут до конца года.
Еще один показатель высокого качества белорусского образования – результаты школьников на международных олимпиадах. Александр Лукашенко обратил внимание, что только за последние три года они завоевали более 200 медалей. “Особенно радуют победы по точным дисциплинам, которые являются базовыми при подготовке кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики”, – сказал Глава государства.
Престиж белорусских вузов подтверждается ежегодным ростом числа иностранных студентов. Сегодня это свыше 30 тыс. человек более чем из 100 стран мира. И спрос на получение образования в Беларуси иностранцами постоянно увеличивается, заявил Президент.
Президент во время выступления заявил о попытках дискредитировать белорусскую систему образования.
“Неудивительно, что на нас нарастает давление извне. Все попытки дискредитировать белорусскую систему образования мы видим. Но у меня возникает только один вопрос при этом: если мы так плохо учим, то зачем гоняться за нашими выпускниками, зачем их тащить туда к себе? Ответ очевиден. Молодые наши соседи – литовцы, латыши, поляки, эстонцы – уже давно ищут счастья в европах и за океаном. Теперь этим соседям и другим нужны наши дети”, – подчеркнул Президент.
“Мы много говорим о повышении качества образования. Вы видите, что данная тема не уходит и из моей повестки, Президента. Мы постоянно обсуждаем это на совещаниях по экономике, развитию науки, сельского хозяйства, региональной политике. Кстати, роль науки будет значительно усилена и увеличена буквально с будущего года. Сверхидея, достижению которой подчинены все решения, принимаемые на таких совещаниях, – развитие прорывных технологий, открытие новых отраслей. Для этого нам нужны квалифицированные кадры, способные креативно мыслить, решать нестандартные задачи, перенимать передовой опыт, внедрять его в реальное производство и социальную сферу”, – обратил внимание Александр Лукашенко.
Президент отметил, что в Беларуси самым серьезным образом взялись за науку. Власти пытаются практически на марше переориентировать работу Национальной академии наук, направив силы и знания на реализацию перспективных наукоемких проектов.
Глава государства обратил внимание, что прошло уже много времени с тех пор, как было принято глобальное решение по поводу целевиков, и настало время подвести итоги. “Андрей Иванович, надо это сделать в правительстве и доложить”, – обратился Александр Лукашенко к Министру образования Андрею Иванцу.
Александр Лукашенко отметил, что уровень подготовки требуемых кадров зачастую оставляет желать лучшего – где-то не так и не тому научили. В этой связи Глава государства предложил ввести практику предварительного распределения до окончания вуза (возможно, на третьем курсе), чтобы будущего молодого специалиста ориентировали на особенности работы конкретного предприятия. “Этот вопрос надо серьезно проработать”, – сказал Президент.
“Надо более активно продвигать связку колледж – вуз. Идти дальше по этому пути”, – поставил задачу Президент.
Глава государства подчеркнул необходимость выпускать больше специалистов среднего звена и направлять на обучение в вуз только тех, кто закрепился в профессии. “У таких людей и практика уже есть, и мотивация соответствующая. Они уже на зуб попробовали эту профессию”, – пояснил Александр Лукашенко.
Говоря о воспитательной роли системы образования, Глава государства подчеркнул, что в этой работе нет ответственности только одного министерства или ведомства. “И очень хорошо, что в последнее время военные и представители органов внутренних дел активно включились в идеологическую, воспитательную работу, помогают нашей школе. Хоть настоящие мужики начали туда заходить. Это очень правильно. Тема патриотического воспитания должна быть в надежных руках”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент позитивно отозвался о том, что делает школа в данном направлении: экскурсии, поисковая работа, военно-патриотические клубы и классы. “Это отвлекает ребенка от ненужной интернет-среды, показывает, насколько интересной может быть реальная, а не виртуальная жизнь, какие возможности открыты для реализации каждого”, – считает он.
Глава государства отметил большую внеклассную работу, которую проводят педагоги и которая, по его словам, очень важна и требует много времени. Вместе с тем непозволительно, если при этом учитель задавлен бессмысленной бюрократической писаниной, которую потом никто не читает.
Он подчеркнул, что настоящий учитель должен уметь работать не только с детьми, но и с их родителями: “Да, родители тоже другие – или самоустранившиеся, или излишне требовательные. Хотят, чтобы школа сделала из их чада новых Эйнштейнов. Но авторитетный педагог сумеет сделать их всех союзниками в образовательном процессе”.
Перед отечественной системой образования, как и перед всей страной, стоят самые серьезные задачи, констатировал Президент. “И то, как они будут решены, зависит буквально от каждого из нас. Но у меня нет сомнений, что мы с ними справимся”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко в заключение своего выступления на мероприятии озвучил ряд основных требований к системе образования и назвал основные стратегические задачи, которые будут стоять в этой сфере в ближайшее время.
Глава государства убежден, что без престижа, без подъема авторитета учителя, руководства школы нечего говорить об эффективности образования. “Учитель должен быть больше чем святым человеком в школе! Поэтому надо сделать максимум в этом плане. И прежде всего вы должны это сделать, вы (учителя. – Прим.) должны этого захотеть, а мы (власть. – Прим.) должны оказать всяческую поддержку. Учитель – это человек Президента. Поэтому 50 процентов вашей нагрузки – это моя нагрузка. Все, что касается темы неблагополучных семей, условий жизни социально уязвимых детей, профилактической и организационной работы, – бросить учителя один на один с этими вопросами мы никому не позволим”, – заявил Глава государства.
Он констатировал, что престиж любой профессии предполагает и достойный заработок. “По зарплатам мы впервые в истории приблизились к средней по стране. Здесь арифметика проста: вы готовите конкурентоспособных специалистов, экономика растет – растут ваши доходы”, – сказал Президент.
“В Беларуси в следующей пятилетке создадим образовательный хаб мирового образца, не хуже Гарварда, – заявил Александр Лукашенко. – Например, на базе одного из факультетов БГУ построим самый современный кампус и организуем по полному фабричному циклу высшую школу по какой-то специальности, по другим направлениям и так далее”.
По завершении выступления Глава государства ответил на вопросы участников педсовета. Один из них касался предложения сократить число предметов в выпускных классах.
Президент убежден, что человек, выходящий за порог школы, должен быть образованным по многим вопросам. “Поэтому Вы абсолютно правы. Человек должен быть по-настоящему образованным, – подчеркнул Глава государства. – Вы этот вопрос задали – я его вообще первый раз слышу. Я думал, у нас нет такой проблемы. А коль они появились, надо на корню это уничтожать. Наша школа должна давать если уже не огромные, обширные познания мира, но достаточные для того, чтобы жить в обществе и общаться с другими”.
Подводя итоги Республиканского педагогического совета, Президент подчеркнул, что нынешнее поколение белорусов должно сделать все для того, чтобы сохранить страну.
Президент попросил педагогов не бояться обращаться с проблемами по вертикали власти. “Мы вас обязательно поддержим. Как никогда важнейший вопрос – удержать страну в руках. Нам никогда наши дети, внуки не простят, если мы обвалим страну и бросим и ее, – подчеркнул Глава государства. – Мы должны сохранить эти земли для наших детей. Без вас это невозможно”.
“Мы уже за эти годы если не поняли, то нащупали то, что нам нужно, что нужно для нашей страны. Давайте ее сохраним для наших детей. Это самая главная моя просьба. Для того, чтобы сохранить, будьте жесткими, жестокими если нужно, в школе, чтобы чувствовали, что учитель – святое”, – призвал Александр Лукашенко.
Министр образования на педсовете вручил Президенту обновленное учебное пособие по философии и новый учебник истории.
По словам министра, после критики Главы государства учебное пособие по философии было полностью переработано.
“И вы не раз подчеркивали, что учебник по истории в первую очередь должен быть образцом. Мы постарались первый такой образец сделать”, – добавил Андрей Иванец.
“Это настоящий подарок! Спасибо вам большое, не зря пришел”, – принял презент Глава государства.
Источник: https://president.gov.by